Национальный учебник по экономической теории как основа социализации молодежи: 

к вопросу о евразийском мейнстриме как евразийской теории национального хозяйства и евразийских учебниках по экономической теории

       1. Роль социализации в воспроизводстве фундаментальных знаний о цивилизации. Знания о фундаментальных основах бытия, точно так же как и национальная культура в целом, воспроизводятся каждым поколением. Однако эти знания так и останутся «вещью в себе», если не будут передаваться от старших поколений молодым посредством механизма социализации. Его суть в том, чтобы подготовить будущих специалистов к восприятию национальных ценностей, традиций и святынь в качестве основополагающих  ценностей того национального способа бытия.

          Очевидно, что знания об обществе должны стать аксиоматическим знанием о цивилизации и базисных социокультурных ценностях, сохранённые и воспроизведённые каждым новым поколением. А таковыми эти знания становятся только в учебниках, превращаясь и перерабатываясь в учебные истины, то есть в аксиомы и принципы национальной жизнедеятельности.

         2. Роль учебников в механизме социализации. Если мы, проводя конференции, публикуя монографии и сборники трудов, не предпринимаем решительных шагов к тому, чтобы сделать новое знание о национальном хозяйстве России основой социализации молодежи, основой вузовского обучения в форме новых учебников, то в этом случае мы, видимо, ― не понимаем исключительной значимости учебников по экономической теории.

Учебник — несет в себе духовную, цивилизационную матрицу, это ― мощное информационно-пропагандистское оружие. Мы не имеем права отдавать его в руки наших геополитических врагов, развернувших в России войну глобальных сил ультралиберализма против традиционализма. 

     3. Связь фундаментальной экономической теории с учебниками по экономической теории. Первичными в организации хозяйственного бытия народов разных стран являются именно те нравственно-этические нормы и принципы взаимодействия людей, которые превратились в стереотипы поведения, исторически свойственные данному народу. Именно поэтому универсальных экономических законов, единых для всех стран, в принципе не существует, существуют лишь отдельные экономические категории, имеющие универсальный характер: товар, стоимость, цена, деньги, капитал, прибыль — сущностно одинаковые во всех странах.

Экономические законы имеют национальный характер. Они отражают те принципы хозяйственного взаимодействия людей, которые имеют внутренне закономерный характер, обусловленный социокультурной средой. Мир в действительности разделен на культурно-исторические типы, именуемые цивилизациями. Именно поэтому унификация мира на основе неких единых, универсальных экономических принципов абсолютно нереальна и теоретически абсурдна. Соответственно, экономическая теория должна теоретически фиксировать национальные стереотипы жизнедеятельности, производные от национальной культуры. Отвергая идею унификации мира на основе англосаксонской экономической системы и признавая многополярность мира, укоренного в разнообразии культур и цивилизаций, мы должны противопоставить англосаксонскому «мейнстрим» наш отечественный — «евразийский мейнстрим», опирающийся на теорию некапиталистического развития многоукладного общества русской Евразии.

          4. Евразийский мейнстрим: религиозно-философский подход к осмыслению содержания экономической теории. Закономерности формационно-цивилизационного развития, указывающие на зависимость формации и цивилизации от типа культуры и от типа геополитического устройства, должны быть дополнены еще один важным принципом — соответствия типа формации и типа цивилизации типу религиозного устройства общества[1].

Россия ― это страна-цивилизация, это русская Евразия, а принципы и ценности нашей русско-евразийской цивилизации, являются абсолютно восточными, произрастая из трех величайших источников восточной религиозной культуры ― восточного христианства (православия), ислама и буддизма. Именно поэтому мы должны разработать евразийский мейнстрим — евразийскую теорию национального хозяйства, основанную на множественности культур и евразийской социокультурной укоренённости нашего народа.

             5. Из всего этого следует важный вывод. Мы не можем произвольно выбирать модель национального хозяйства. Она определяется всей совокупностью социокультурных, цивилизационных, геополитических и религиозно-нравственных ценностей, исторически сформировавших русско-евразийскую цивилизацию. Вопрос о том, допустимо ли преподавать экономическую теорию в наших вузах на основе чуждых нам идей и ценностей, имеющих протестантскую «духовную» укоренённость, — является в целом риторическим вопросом.

(подробно см. мою соответствующую статью в разделе  —  список основных научных публикаций: Олейников А.А. Национальный учебник по экономической теории как основа социализации молодежи: к вопросу о создании евразийской теории национального хозяйства и новых «евразийских» учебников по экономической теории // Евразийская интеграция: геостратегический аспект / Под ред. Ю.М. Осипова, А.Ю. Архипова, Е.С. Зотовой. ― М.,; Ростов н/Д: Вузовская книга, 2014. – С. 389-397).

 

[1] См.: Олейников А.А. Политическая экономия национального хозяйства. ‒ М.: Институт русской цивилизации, 2010. – С. 244-254;  Олейников А.А. Экономическая теория. Политическая экономия национального хозяйства. Учебник для вузов: для бакалавров, специалистов и магистров. 2-е изд., перераб. и доп. В 2-х ч. ― М.: Институт русской цивилизации, 2011. ― С. 185-194, 340-346. 

Олейников Александр Алексеевич

доктор экономических наук, профессор

© 2016 Евразийский мейнстрим

8(926)-161-51-47          

8(919)-768-78-83

Логотип.png